shaf (shaf) wrote,
shaf
shaf

Categories:

Прогулка по французскому парку дворца Добржиш

На нашем цветнике у дома, протянувшемся неширокой полосой вдоль дорожки, от калитки к французскому окну в гостиной, пышно расцвели желтые и оранжевые чернобрывцы. Пострадавшие в поздние весенние заморозки, эти цветы тем не менее выжили, снесли долгую засуху, а затем и грозы со шквальным ветром и бесконечным ливнем, которыми были так богаты весна и начало лета в этом году, выпустили каждый по десятку ярких бархатных цветков, и радуют нас яркими красками уже почти пять месяцев.

Чернобрывцы – цветы простые, знакомые каждому, растущие здесь повсюду – во дворах, городских палисадниках, дорожных ротондах, и даже на ухоженных клумбах дворцовых парков. Про один из таких “регулярных” парков французского стиля, находящийся в небольшом городке Добржиш (Dobříš), я вспомнил, глядя на наши буйно разросшихся цветы. Почему-то этот парк мне запомнился именно в цветении чернобрывцев, источающих специфический узнаваемый запах, с раннего детства связанный в памяти со знойным летним полднем.

Дворцово-парковый ансамбль Добржиш расположен в 40 километрах на юго-запад от Праги. От нашего старого дома, это место находится по другую сторону разделяющего Среднечешский край широкого русла Влтавы. Из Бенешова мы не раз добирались в Добржиш по неплохой, но уж очень извилистой дороге, обычно совершенно пустынной в этой зеленой и живописной части сельской Чехии. Петляя между холмами, дорога соскальзывала с зеленых долин к высокому мосту, перекинутому между скалистыми берегами русла Влтавы, а затем – вилась серпантином, переваливая через поросшие лесом гористые хребты на левом берегу реки.

Впрочем, в Добржиш можно добраться и по прямой автостраде из Праги, но это совсем не та красота, хотя и гораздо быстрее.

Добржиш – это маленький провинциальный городок с населением 8 тысяч человек, расположенный в предгорье Брдских хребтов, покрытых знаменитыми первобытными лесами. На юго-запад от Добржиша лежит природный парк Гржебены, а за ним – огромнейшая незаселенная территория военного полигона Брды, поросшая густыми лесами и манящая своими грибными и ягодными богатствами.

Согласно легенде, после того, как Праотец Чех увел часть народа из охваченных войнами хорватских земель в новые необжитые места, они разбили свой лагерь на горе Ржип, находящейся севернее современной Праги, откуда, под предводительством вождей, разошлись в разные стороны по всей нынешней Чехии. Группу, отправившуюся на юг, возглавлял Добржих (Dobřich), по имени которого и был названо место их поселения – Добржиш.

C дороги на въезде в городок хорошо виден строго симметричный дворцовый фасад, украшенный высокими пилястрами бокового портика, с выразительными мансардными окнами в высокой надломленной барочной крыше, – архитектурными деталями, выдающими его родство с стилем французского барокко.

Особенно впечатляющий панорамный вид на дворец открывается с противоположной, южной стороны, с первой парковой террасы, в половине пути к высокому бельведеру в дальнем конце парка.  Здесь забываешь о том, что находишься в современной Чехии, а не во Франции золотого времени Людовика XIV, когда по дорожкам сада прогуливались фрейлины, вокруг которых вились галантные кавалеры в кудрявых париках. Не зря этот дворец называют малым чешским Версалем.

И хотя меня больше привлекают естественные природные пейзажи английских ландшафтных парков, все же и в симметрии зеленых изгородей и мозаике цветочных клумб французских парков есть своя особая завораживающая гармония правильных геометрических форм.

Четко распланированные открытые пространства регулярных дворцовых парков еще именуют “французскими садами”, видимо указывая на то, что как и обычные сады, они являются целиком творением человеческих рук.

Впрочем, некоторые из них представляют собой, скорее, “французские огороды”, стоит вспомнить замок Вилландри в долине Луары, где на клумбах, огороженных невысокими декоративными изгородями из кустарника, растут не цветы, а капуста, морковь, свекла и бараболя другие вполне съедобные дары природы.

Этот рациональный подход сочетания “приятного с полезным” сохранился с тех времен, когда садовое искусство развивалось за толстыми стенами средневековых монастырей, снабжая трудолюбивых монахов одновременно и материальной, и духовной пищей. Растения, выращенные своими руками на декоративных грядках, обеспечивали независимость от внешнего суетного мира и хоть как-то скрашивали скучное и аскетичное существование.

Тогда же рядом с овощными грядками стали высаживать и необходимые целебные и ароматические растения. Выяснилось, что овощи на грядках неплохо уживаются с чернобрывцами, которые своим специфическим терпким запахом защищают их от вредных насекомых и червей.

И какой же французский палисадник обходится без лаванды, с древних времен выращиваемой человеком, а с расцветом барочной культуры ставшей почти обязательным элементом канонического “садового дизайна”.  Чернобрывцы и лаванда, как я замечал, соседствуют во многих замковых и дворцовых парках Чехии.

Как и яркие бархатные цветки чернобрывцев, фиолетовые колоски цветов лаванды, притягивают своим ароматом множество бабочек и шмелей.  В жаркий солнечный день сотни бабочек крапивницы порхают над ровными полосами и узорными изгибами желто-фиолетовых цветочных клумб.

Известно, что французский садовый стиль копировал помпезность и величие Версаля: его широкие аллеи, окруженные изгородями из подстриженных деревьев, замысловатый рисунок дорожек на травяном ковре, декоративные бордюры из кустарника, ограждающие разноцветные завитушки цветочных клумб.  Ближе к провинции, правда, допускались и исторические атавизмы в виде практичных овощных грядок :).

Дворцовый комплекс Добржиш является одним из самых выразительных барочных ансамблей в Чехии и не уступает своей красотой ни замкам долины Луары, ни венскому Шёнбрунну, архитектурным проектом которого, кстати, и вдохновлялись знаменитые архитекторы – француз Жюль-Робер де Котт младший и итальянец Джованни Никколо Сервадони, руководившие в 1745-1765 годах перестройкой ранее полностью выгоревшего барочного дворца. Кстати, Жюль-Роберт де Котт был сыном главного придворного архитектора короля Людовика XIV и помогал отцу в реализации многих известных проектов, а позже и сам выполнял престижные заказы во Франции и по всей Европе.

Скульптурный ансамбль дворца создал самый известный скульптор того времени Франц Плацер (František Ignác Platzer). Кто был в Пражском граде, помнит огромные скульптуры сражающихся гладиаторов с дубинками и кинжалами на пилонах главных ворот, – монументальное творение этого же скульптора.

Привлечение дорогих европейских архитекторов на проектирование и строительство, богатое оформление дворцовых интерьеров и содержание обширного парка требовало огромнейших затрат. Тогдашний владелец имения из прусских немцев, граф Индржих Маннсфельд, настолько нещадно эксплуатировал подданных чешских крестьян, что те чуть не подняли бунт и не спалили, как водится, к чертовой бабушке, ненавистное панское гнездо.

Хорошо, что кто-то из доброжелателей-соседей своевременно донес в Вену императрице Марии-Терезии о творящихся в Добржише безобразиях, памятуя суровые уроки гуситских войн.

По жалобе предусмотрительного соседа из столицы в Добржиш немедленно приехала комиссия для расследования нарушений закона, по решению которой императрица даже временно отстранила Индржиха Маннсфельда от управления своим имением, обязав его выплатить штраф в размере 2 тысячи дукатов и полностью рассчитаться по всем долгам.

Индржих Маннсфельд не имел сыновей, поэтому условием наследования имения при замужестве его дочери Марии Изабеллы с Франтишком Коллореда, было сохранение родовой фамилии. Так возник дворянский род Колоредо-Маннсфелд, во владении которого Добржиш находился до 1942 года.

В войну семья Колоредо-Маннсфелд за свои убеждения попала в опалу, и фашисты, особо не церемонясь, реквизировали их роскошный дворец, находящийся совсем рядом с Прагой, для загородной резиденции имперского протектора Богемии и Моравии.

Не вернули дворец владельцам и после войны. В 1947 году декретом президента Эдварда Бенеша он был передан Синдикату (позже – Союзу) чехословацких писателей, превратившись в подобие подмосковного Переделкино :).  В нереально роскошных дворцовых интерьерах лояльные режиму чешские писатели трудились над своими нетленными произведениями, строго выдержанными в духе социалистического реализма. Посещали их изредка и “соудруги” (старшие товарищи по идейному перу) из братского Советского Союза.

Когда же по закону о реституции в 1998 году дворец возвращали владельцам, от них потребовали компенсировать все затраты на его восстановление. Таких денег у них не оказалось, поэтому семье Колоредо-Маннсфелд пришлось отказаться в пользу чешского государства от также полагавшегося им по реституции замка Збирог (Zbiroh).

Сейчас владельцем замка является Жером Колоредо-Маннсфелд, живущий в Австрии, к имени которого обожающие всевозможные титулы и звания австрийцы обязательно добавляют приставку “дипломированный инженер”. Хотя, имея такой дворец, о титулах можно было бы уже не беспокоиться :)

Ни привыкшие к строгому порядку немцы, ни не употребляющие чехословацкие писатели не растащили столовое серебро и не попортили богатые интерьеры дворца, обставленные роскошной мебелью, с ценной коллекцией картин XVII века, гобеленов и фарфора.

А если серьезно, то удивительно, как несмотря на все перипетии – войну, национализацию, социалистический застой, чехам удалось полностью сохранить историческое наследие своих дворцов и замков.

Сейчас Добржиш – один из немногих чешских дворцов, по залам которого водят экскурсии круглый год. Австрийские владельцы берегут традиции и “французские корни” дворцовой и парковой архитектуры. Так, в этом году, 10 сентября проводятся “Свято-Вацлавские празднования с французским колоритом” – костюмированные экскурсии по дворцу, развлекательные программы для детей в парке, поиск клада в подвалах старого пивовара (расположенными под террасами парка), дегустация блюд французской кухни.

Перед новым годом желающие могут погрузиться в рождественскую атмосферу украшенных залов дворца. Проводятся и ночные экскурсии по темными дворцовым переходам, лестницам и залам, освещенными таинственным мерцающим светом масляных фонарей.

Несомненно, дворец передает обаяние своего времени. Наверное, этому способствует и относительная удаленность от наводненной туристами Праги. На дорожках парка нет обычных для столичных достопримечательностей разноязычно галдящих толп, поэтому можно неспеша прогуляться, любуясь видами дворца и представляя себя на время перенесшимся во Францию золотого XVII века.

* * *

Со временем острота впечатлений от посещения дворца стирается, и мне снова захотелось побывать там, хотя дела домашние и рабочие все не давали такой возможности. Но яркие цветы чернобрывцев и лаванды в палисаднике у дома постоянно напоминали об отложенной поездке, - хотелось побывать там, пока не отцвели эти замечательные цветы.

И вот, наконец, сегодня мы снова едем в Добржиш по старой дороге – между зелеными холмами, по мосту через широкую, зажатую высокими берегами Влтаву, на водной глади которой скользят десятки белых парусников.

Как по заказу, на подъезде к городу расступились и набежавшие с утра хмурые тучи, заставлявшие нас мучиться в сомнениях, не придется ли нам бродить по парку под зонтиками.

 

…Вот только ни чернобрывцев, ни лаванды мы в парке не нашли – их место в этом году заняли более аристократические цветы: георгины и герберы, раскрасившие узорные клумбы густыми красными и оранжевыми мазками.

Но я все же сделал несколько новых фотографий любимых цветов.  Правда, не во французском парке дворца Добржиш, а на обычном рабоче-крестьянском палисаднике у себя под окнами.

А что, у нас цветы ничуть не хуже. :)

Еще почитать

Прошла весна, настало лето, или наша жизнь у пивовара. Часть 3

Хвойен – костел забытый и возрожденный

Грибное настроение

Влашимские львы, китайский дракон и великий комбинатор

Критический осмотр парковой архитектуры замка Конопиште

Моравия, паломническое место Святой Гостин

Тайны и призраки средневековых подземелий Табора

Критический осмотр Пражских достопримечательностей

Моравия, пансион Брусенка

Пругоницкий парк в цветении рододендронов

Какой такой павлин-мавлин?

Tags: Чехия, история, провинциальная жизнь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments