shaf (shaf) wrote,
shaf
shaf

Categories:

Яблонекс, последние новости

Яблонец над Нисою, 12 июня 2010 г.

Замысел этого блога не предполагал написание серьезных обзоров, которых мне хватает и на моей работе. Однако в начале этого года мне пришлось рассказать в серии статей о компании Яблонекс, еще год-два назад являвшейся крупнейшим производителем и экспортером бижутерии в мире. Статьи были написаны, когда стало ясно, что распад и распродажа по частям активов бижутерийного холдинга Jablonex Group стало необратимой реальностью, и более того, что на ее дочернюю компанию Jablonex, производителя всемирно известной чешской бижутерии, покупателей не нашлось, и ее производство полностью останавливается, все люди увольняются, а оборудование распродается поштучно.

Недавно мы снова посетили Яблонец и, как и обещал ранее, я все-таки еще раз возвращаюсь к этой теме и постараюсь рассказать о всех событиях, случившихся с момента последнего обзора.  Рассказ я проиллюстрирую фотографиями, сделанными на улицах Яблонца над Нисой и в выставочном салоне Jablonex Palace, которые, хотя и не совсем вяжутся с невеселым повествованием, тем не менее хоть немного его разнообразят.

Те, кто не интересуется судьбой Jablonex, но собираются этим летом посетить Чехию, могут сразу заглянуть в самый конец статьи, где я даю информацию о текущих скидках при распродаже продукции этой компании. Скажу сразу, что дешевле столь качественную бижутерию можно получить только даром.

Но теперь – краткий экскурс в недавнюю историю, а затем - все новости по порядку.

Напомню, что помимо объективных тенденций, приведших к краху компании Jablonex Group, а именно – кризису мировой экономики, усилению чешской кроны, растущему давлению со стороны азиатских производителей дешевой бижутерии (которые, даже по признанию чешских специалистов, значительно улучшили качество своей продукции в последние годы), числятся и просчеты и неразумное поведение собственников компании. 

Как известно, бижутерийный холдинг Jablonex Group с уставным капиталом 42,4 млн. крон (1,63 млн. EUR, здесь и далее приведен пересчет по текущему курсу) был создан в 2005 году слиянием компаний Ornela, Jablonex, Bižuterie Česká Mincovna (Чешский монетный двор), Železnobrodské sklo и Bohemian Jewelery, якобы для повышения конкурентоспособности этих компаний на мировом рынке.  После объединения в Jablonec Group работало 3 900 человек, суммарный годовой оборот возникшей компании составлял 2 млрд. крон (77,71 млн.EUR).  В результате объединения вошедшие в холдинг компании оказались во владении девятнадцати разрозненных акционеров (в основном, бывших управляющих стекольных и бижутерийных заводов), не способных договориться между собой и выработать долгосрочную стратегию выживания и развития компании.

При неактивной позиции менеджмента Jablonex Group и ухудшении экономической конъюнктуры, в компании в 2007 году начались проблемы со сбытом продукции. В этом же году компания, по отзывам экспертов, оставалась прибыльной только благодаря распродаже складов.

Нарастающие проблемы со сбытом и отсутствие согласия между акционерами заставило их в августе 2008 года принять решение продать компанию. 

Банкротство компании Bohemia Crystalex Trading в конце 2008 года еще более ужесточило позицию банков, отказавших формально прибыльной компании в предоставлении операционных кредитов, что усугубило ситуацию.  А после того, как выяснилось, что информация о “почти достигнутом” соглашении о приобретении компании группой словацких инвесторов не соответствует действительности, банки потребовали немедленный расчет по ранее выданным кредитам. Все это привело к быстрой остановке производства и началу ликвидации компании.

Из всех направлений деятельности холдинга Jablonex Group, наиболее пострадало именно производство бижутерии и металлических изделий, необходимых для ее выпуска.  Добыча и производство стеклосырья и выпуск стекольной продукции, в частности, мелкого бисера, были перекуплены компанией Preciosa вместе с заводами в Десне и Засаде (Desné, Zásadě) и будут продолжать развиваться.  Новый владелец подтвердил, что будет продолжать политику Jablonex в снабжении малых региональных компаний стеклосырьем со своего завода в Десне.

Информация о том, что производство бижутерии будет выкуплено австрийской компанией Swarovski, имеющей долю 25,1% в Jablonex Group, также не подтвердилась. Несмотря на то, что Jablonex поставлял часть своей продукции Swarovski, и приобретение компании выглядело в целом логично, сделка не состоялась.

Бижутерию в регионе производили, помимо Jablonex, приблизительно 200 мелких компаний, прятавшихся в его тени, и пользовавшихся, помимо прямой закупки стеклосырья, его дизайнерскими разработками, маркетинговой поддержкой и рекламой выпускаемых в этом регионе изделий, организацией экспортного сбыта, а также его технологическими мощностями, в первую очередь – обработкой и гальванизацией металлических компонент изделий.

С ликвидацией Jablonex компании такой поддержки лишились.  Более того, длящаяся уже почти год распродажа объемных запасов продукции со складов Jablonex, создает серьезные проблемы сбыту изделий этих компаний.

Эту ситуацию пытается решить Союз производителей бижутерии (СПБ) – организация, объединяющая около 40 малых и средних производителей из региона Яблонца над Нисой, обеспечивающих работой почти 2 000 человек. В сотрудничестве с Музеем стекла и бижутерии и при поддержке городской администрации Яблонца и Министерства культуры, им удалось выкупить у собственников Jablonex уникальное собрание выставочных коллекций бижутерии и часть исторического оборудования компании. Коллекции будут выставлены в здании бывшего стекольного завода в Лучанах (Lučanech) и доступны всем местным производителям.

Компания Lucid приобрела часть оборудования для изготовления металлических компонент, в нее же перешли некоторые ключевые специалисты Jablonex.  Гальванизацию изделий постепенно осваивают и другие компании. Однако, эти услуги будут обходиться компаниям-заказчикам уже значительно дороже. Кроме того, оборудование Jablonex являлось одним из самых современных в Европе и крайне дорогостоящим (стоимость одного станка – до нескольких сотен тысяч крон), а в некоторых технологических процессах использовались десятки, если не сотни, различных устройств.  Ясно, что небольшим компаниям будет не под силу его самостоятельное приобретение для освоения всех технологических процессов и достижения того уровня качества продукции, который обеспечивал Jablonex. 

Проходила информация о том, переговоры о покупке части уникального оборудования у Jablonex ведет Союз производителей бижутерии.  Поскольку на складах Jablonex  хранятся тысячи станков и устройств, применяемых для производства, обработки и гальванизации металлических изделий, для их приобретения требуются огромные инвестиции. Очевидно, что решение этой проблемы не будет быстрым.

СПБ намеревается также оказывать помощь компаниям в восстановлении торговых связей,  нарушенных с распадом Jablonex, вывозившего продукцию в 90 стран мира, а также с рекламой производимой в регионе продукции на внешних рынках.  Для этого Союз организует экспортное отделение и ищет поддержку в министерстве промышленности и торговли Чехии.

В предыдущей статье я написал, что перспектива выживания бижутерийного производства в регионе Йизерских гор, после распада Jablonex Group, будет в значительной мере зависеть от того, к кому перейдут товарные марки Яблонекс - Jablonex, Bijoux de Boheme (продукция, экспортируемая, главным образом, во Францию), Amorie (нетрадиционная бижутерия).  Однако, судя по всему, собственники компании намерены продать их тому, кто больше всего заплатит, и наиболее вероятные покупатели – китайские компании. Звучавшие пол года назад призывы не допустить продажи всемирно известных торговых марок, как-то поутихли. 

В этой ситуации СПБ развил бурную деятельность с регистрацией и раскруткой новой торговой марки (с совершенно невыразительным названием) “Made in Jablonec”, под которой бы местные компании могли бы в будущем продавать свою продукцию. По мнению СПБ, эта марка будет символизировать высокое качество бижутерийных украшений, изготовленных с использованием оригинальных материалов, произведенных в регионе Яблонца.

По моему мнению, вероятность того, что такая коллективно используемая торговая марка будет способна составить конкуренцию всемирно узнаваемыми бижутерийными брендам, очень малая. Тем более, что она будет объединять независимых производителей, обладающих очень различными технологическими возможностями и, соответственно, производящих продукцию разного качества.

Речь идет, скорее, о воодушевляющей и объединяющей акции, так необходимой сейчас для всех мелких и средних производителей этого региона.

Помимо раскрутки новой торговой марки, Союз производителей бижутерии объявил об намерениях участвовать в чешских и международных выставках, представляя компании региона, а также реализации программы создания в Яблонце над Нисой уникального Бижутерийного туристического центра, в котором гости смогут наблюдать за работой мастеров и сами принимать участие в изготовлении стекольных украшений, бижутерийных камней и бусин - выдувать из стекла, паять, вышивать бисером. 

Все это, конечно, замечательно, но слабо верится, что создание в регионе бижутерийного сканзена существенно поможет популяризации продукции и увеличению ее сбыта в мире.

Еще одна новость, объявленная в апреле этого года. Акционеры Jablonex продали последнюю компанию, входившую  в состав Jablonex Group - Чешский монетный двор (Česká Mincovna). Основанная в 1993 году как самостоятельная дивизия компании Bižuterie a.s., затем в 2005 году вошедшая в состав Jablonex Group, компания была с 1 сентября 2009 г. выделена в отдельную фирму Česká mincovna a.s.   Чешский монетный двор – единственное подразделение Jablonex Group, пережившее кризис без больших потерь и всегда остававшееся прибыльным.  Имея гарантированные заказы от Национального банка Чехии, эта маленькая компания всего с 48 работниками достигла в 2009 году рекордного оборота в 620 млн. крон., окончив год с прибылью 65 млн. Среди ее заказчиков вне Чехии числились банки Молдавии, Объединенных арабских эмиратов, Венесуэлы, Ливана.

Компанию приобрела за сумму 290 млн.крон (11,27 млн. EUR) чешско-швейцарская фирма Monetika, в которой наибольшей долей владеет чешский предприниматель и бывший дипломат Карел Зоубек (Karel Zoubek), а минорным собственником является швейцарская компания Amera Vermoegensbeteiligungs - ведущий мировой производитель заготовок, используемых при чеканке монет.

Непонятно только, зачем нужно было собственникам Jablonex Group продавать успешную, приносящую немалый доход компанию. Похоже, что они поступили в данном случае подобно разводящимся супругам, мечтающим поскорее разъехаться на любых условиях, только чтобы разделить собственность и не видеть больше друг друга.

Тем не менее, с продажей Монетного двора Jablonex Group окончательно перестала существовать как функционирующая компания.

Ну а теперь – несколько впечатлений о посещении Яблонца над Нисой. Последний раз мы были там, когда вдоль дорог еще лежали снежные сугробы. Сейчас же была теплая летняя погода, ярко светило солнце, в центре гуляло много людей, на центральной площади (Mírové náměstí) перед функционалистической Новой ратушей, уже много лет пугающей своей обшарпанной башней, были выставлены столики летнего кафе с зонтами. 

Находящийся рядом на улице Podhorská небольшой магазин Jablonex, который мы посещали ранее, прежде чем открылся Jablonex Palace, совсем сократил свои площади, ассортимент бижутерии в нем был крайне скудный.  Покупатели, в основном, интересовались коллекционными наборами монет, выпускаемых Монетным двором, которые продавались здесь же.

По пути к Jablonex Palace, находящемуся у Яблонецкой плотины, мы традиционно заблудились и немного поблукали по крутым улицам этого немного странного города, от посещения которого у нас всегда остается противоречивое впечатление.  Стоило нам только сделать неверный поворот на круге и удалиться на сто метров от широкой улицы, застроенной роскошными зданиями, хотя и с отбитыми кое-где деталями лепных украшений фасадов, и мы оказались в совершенно в другом мире: все стоящие на улице дома имеют вид полного запустения – почти полностью обсыпавшаяся штукатурка на фасаде, стены с разрушаемой временем кирпичной кладкой, закопченные и местами выбитые стекла, рассохшиеся двери, решетки на окнах, отсутствие цветов и зелени. При том, что дома несут в себе следы былого архитектурного своеобразия, видно, что когда-то это была уютная и красивая улица.

Такое ощущение déjà vu возникает в этом городе, как и в других городах северо-западной Чехии довольно часто.

Как известно, до 1945 года большинство населения этой части страны, входящей в так называемый Судетский регион, составляли немцы. После их принудительного послевоенного отселения город практически полностью опустел и был заселен только со временем.  В пустующих домах поселились и цыгане, наибольшее число которых проживает именно в этой части Чехии.  Жизнь со временем наладилась, но видимо, историческая связь человека с местом проживания была потеряна, плюс последовавшие за депортацией населения экономические проблемы региона, – отсюда, видимо, и ощущаемые до сих пор следы запустения.

Кстати, первоначально город назывался по-немецки Gablonz an der Neiße, и превратился в Яблонец только после отселения всех немцев из этого региона.  Выселенные из Яблонца судетские немцы основали свой собственный город под названием Ногаблонц (Neugablonz) возле Кауфбойрена в Баварии и Энна в Австрии.

Ну и, наконец, несколько слов о распродаже.  Jablonec Palace по-прежнему работает, выставочный зал забит продукцией. По словам продавцов, распродажа идет медленно, склады все еще полны, поэтому срок окончания распродаж продлевается на июль, возможно и август месяц.

[Уточненная информация на 21.06.2010] Ликвидационные скидки, о которых я писал в прошлой статье, еще увеличены, и составляют при покупке на предприятие, при сумме до 2,000 крон – 60%, свыше 5,000 крон – 70%, свыше 10,000 крон – 80%.  Получается, что накупив бижутерии на сумму около 400 EUR вы заплатите всего 78 EUR (приблизительный курс 1 EUR = 25 крон).

Скидки на готовую бижутерию для частных лиц следующие: при покупке до 2,000 крон – 40%, до 5,000 крон – 50%, свыше 5,000 крон – 60%.

Это что касается бижутерии.  На бусины, бисер, наборы – скидки немного меньшие: при покупке до 5,000 крон – 30%, свыше 5,000 крон – 45% и 50% соответственно для физических и частных лиц. 

Напомню, что хотя производство бисера будет продолжать Preciosa и другие компании, и их можно будет купить в других магазинах города и позже, определенно текущие цены на распродаже очень интересные.  Что касается бижутерии от Jablonex, похоже, это – последний шанс.

Пока это – все. В одном из следующих постов я выложу фотографии некоторых купленных нами украшений (естественно, в сумму 10,000 крон мы не уложились :) ).

  

Напоминаю, что Вы можете оставить свое мнение в комментариях и
подписаться на анонсы через
RSS или E-mail рассылку

    

 Предыдущие статьи о Яблонекс

Яблонекс, конец славной истории

Яблонекс, история и путь к краху

Яблонекс, распродажа

Tags: jablonex, Чехия, Яблонекс, бижутерия, история, серьезно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →